Методические рекомендации для педагогов, родителей

Лекция – беседа «Воспитание ненасилием в семье».

Ребёнок – человек! Этот маленький Человек нуждается не в окрике и наказании, а в поддержке и мудром совете родителей, не в злом и жестоком обращении, а в добре, заботе и любви.
Но, к сожалению, часто меньше всего любви достаётся нашим самым любимым людям.
Ребёнок ещё не может защитить себя от физического насилия и психологического давления со стороны взрослого. Но дети учатся у нас поведению, манерам общения, крику, если мы кричим, грубости, если мы грубим, жестокости, если мы это демонстрируем.
Ребёнок, который воспитывается в условиях бесправия, никогда не будет уважать права другого человека. И, наоборот, доброе, хорошее поведение наших детей порождается только добром. Удивительно, но не насилие гораздо больше способствует гармоническому росту и всестороннему развитию детей, чем грубое и жестокое обращение с ними.
Наши необдуманные агрессивные действия по отношению к ребёнку могут быть вызваны даже не проступками ребёнка, а нашей усталостью, неприятностями и неудачами, раздражением и т. д. Гнев, вылитый в этом случае на ребёнка, ничему его не учит, а только унижает, оскорбляет и раздражает.
Наказывая своего ребёнка физически, родители наивно полагают, что самый короткий путь к разуму лежит «через ягодицы», а не через глаза и уши. Добиваясь видимо кратковременного послушания, родители своей жестокостью воспитывают фальшь и обман, притупляют процесс нормального развития ребёнка.
Жестокое обращение с детьми очень часто вызывает у них  отнюдь не раскаяние, а совсем другие реакции:
- страх;
- возмущение, протест;
- обиду, чувство оскорблённости, жажду мести и компенсации;
- разрушение «нравственных тормозов»;
- стремление к обману, изворотливость;
- потери способности к здравому рассуждению;
- ребёнок перестаёт видеть границу между добром и злом, между «можно» и «нельзя»;
- агрессивное поведение;
- снижение самооценки;
- ненависть к себе и к окружающим (если ребёнка часто бьют)
Жестокое обращение с детьми обычно также вызывает задержку их психического и социального развития.
Выйти из ситуации, когда вам вдруг покажется, что нужно применить наказание помогут следующие рекомендации:
1. Прислушивайтесь к своему ребёнку, старайтесь услышать  и понять его. Вникните в проблему ребёнка. Не обязательно соглашаться с точкой зрения ребёнка, но благодаря родительскому вниманию, он почувствует свою значимость и ощутит своё человеческое достоинство.
2. Принимайте решения совместно с ребёнком, а также дайте ему право принимать самостоятельные решения: ребёнок охотнее подчиняется тем правилам, которые устанавливает сам.
3. Постарайтесь предупредить ситуацию или изменить её так, чтобы ребёнку не нужно было вести себя неправильно.
4. Предоставляйте ребёнку время для отдыха, для того, чтобы переключиться с одного вида деятельности на другой.
5. Требуя что-то от ребёнка, давайте ему чёткие и ясные указания. Без раздражения, терпеливо разъясняйте, повторяйте суть своих требований.
6. Не требуйте от ребёнка сразу много, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований, он просто не может делать всё сразу.
7. Не предъявляйте ребёнку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.
8. Не действуйте сгоряча. Проанализируйте, почему ребёнок ведёт себя так, а не иначе, о чём свидетельствует его поступок.
9. Подумайте, чем вы можете помочь ребёнку? Как поддержать его?
Желаю успехов в трудном деле воспитания детей! Пусть основным методом воспитания будет ненасилие!
         О стрельбе в школе и ошибках родителей.
Автор: Наталья Артюшенко, руководитель психолого-медико-педагогической комиссии Томска.
Сейчас множество психологов, психиатров и правоохранителей пытаются установить причины трагедии в московской школе, когда старшеклассник-отличник принёс в школу оружие, убил учителя, полицейского и ещё одного полицейского ранил. Комментировать эту страшную трагедию я не вправе ни с правовой, ни с профессиональной, ни с моральной точки зрения. Я бы хотела поговорить о тех негативных тенденциях в воспитании и развитии наших детей в современной социальной ситуации, которые провоцируют наших детей на немотивированную, неадекватную жестокость.
Полученные Академией образования Российской Федерации материалы свидетельствуют, что нынешнее поколение детей, с одной стороны, во многом опережает в своём развитии все предшествующие, с другой стороны, снизилась их энергичность, отмечается недоразвитие у детей воли и произвольности как в умственной, так и в двигательной сфере, возрос эмоциональный дискомфорт. У детей отмечается недостаточная социальная компетентность, агрессивность, циничность, беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность мирно разрешать простейшие конфликты. Оборотная сторона агрессивности: тревожность у 12-16-летних подростков усугубляется чувством брошенности, неуверенности, одиночества, страха. Им свойственен инфантилизм, эгоизм, духовная опустошённость, чувство ненужности взрослому миру.
Показательно, что на первый план у подростков сейчас выходят не развлечения, а свой особый поиск смысла жизни, ориентация на высокий уровень достижений. А чтобы иметь отличные отметки по всем предметам, почти всем детям, за исключением особо одарённых, надо очень много работать интеллектуально. Но у них мозг ещё только формируется,и, когда ребёнок перенапрягается, он может сорваться в любой момент. Мало кто из родителей понимает, что отличники в связи с этим относятся к группе риска.
Причины всех вышеназванных изменений в развитии растущего человека кроются именно в позиции взрослых по отношению к детям.
Во-первых, значительное число нынешних родителей серьёзные профессиональные и личностные проблемы переносят на ребёнка, который находится в атмосфере переживания трудностей, беспомощности и безнадёжности. Сейчас во главу угла взрослые ставят не духовное благополучие своих детей, а свою успешность в жизни, признаком которой они считают крутую машину, престижную профессию, высокооплачиваемую работу, загородный дом, модное место отдыха. В эту схему ребёнок вписывается, если он ходит в лучший детский сад, с пелёнок умеет читать и писать, учится в престижном учебном заведении. Почему у нас возле двадцать четвёртой гимназии родители с вечера очередь занимают на запись туда детей? Потому что это престижно! И родители не задумываются, по силам ли будет гимназическая программа их ребёнку.
Во-вторых, отношение взрослого мира к миру детей сегодня характеризуется безразличием, так как рост материальных потребностей опережает рост потребностей духовных. В повседневной жизни современные родители уделяют своим детям крайне мало внимания, они даже редко с ними разговаривают! Посмотрите, как мамы и папы ходят с детьми по улицам. Лишь каждый десятый, по моим наблюдениям, говорит со своим ребёнком. И дома взрослые и дети занимаются своими делами, в основе которых лежат современные технологии: Интернет (93% (!)  подростков постоянно пользуются, вернее, живут в интернете), компьютерные игры (разного рода стрелялки и прочие игры, направленные на уничтожение), телевидение. И это при том, что дети и так уже целый день провели без родителей! А при любой возможности взрослые стараются взять для детей няню. Увидеть и понять, что с ребёнком что-то не так, такие родители не могут.
Если мы хотим предотвратить трагедии, которые происходят с нашими детьми или по вине наших детей, нужно, чтобы родители вернулись к своим детям, детям необходима любовь родителей, их внимание, понимание, душевное тепло, что возможно в процессе общения. Ни детский сад, ни школа не сделают это за родителей, они не имеют такого влияния на детей. Стрессоустойчивость, инициативность, самостоятельность, позитивное отношение к жизни, доброту воспитывает только семья, и только внимательные родители - родители, которые много общаются со своим ребёнком, - могут заметить, что у него появились какие-то тревоги и страхи, а значит, появилась проблема, которую любящие родители могут решить без ущерба для здоровья ребёнка и окружающих.

Родительское собрание на тему "Посеешь привычку - пожнёшь характер"

Анкета для определения уровня самоорганизации младших школьников.
1. В какой мере сформированы у вашего ребёнка основные бытовые навыки (уборка постели, поддержание порядка в комнате, соблюдение основных требований к внешнему виду).
А. в основном сформированы достаточно устойчиво;
Б. сформированы, но недостаточно устойчиво;
В. не сформированы.
2. Умеет ли ребёнок организовывать своё время самостоятельно?
А.в основном умеет;
Б. умеет, но не всегда это делает;
В. практически не умеет.
3. Способен ли сам, без внешнего предупреждения, организовать своё время?
А. в основном способен;
Б. делает это нерегулярно;
В. практически никогда это не делает.
4. Садится ли без всякого напоминания за приготовление домашних заданий?
А. практически всегда;
Б. только иногда;
В. не способен.
5. Способен ли ребёнок длительно (в течение нескольких недель или даже месяцев) заниматься каким- либо делом?
А. в основном способен;
Б. способен лишь в редких случаях;
В. не способен.
6. Проявляется ли у ребёнка интерес к самовоспитанию?
А. достаточно отчётливо проявляется;
Б. проявляется, но от случая к случаю,
В. не проявляется.
7. Если проявляется интерес к самовоспитанию, то в какой мере этот интерес носит действенный характер?
А. регулярно предпринимает попытки самовоспитания;
Б. попытки самовоспитания предпринимаются от случая к случаю;
В. никаких определённых попыток не предпринимает.
8. Имеется ли у ребёнка какая-либо программа самовоспитания?
А.такая программа имеется;
Б. определённой программы нет, но есть некоторые намётки;
В. никакой программы нет.
9. Свойственна ли ребёнку привычка доводить все свои дела до конца?
А. свойственна в достаточной мере;
Б.  не всегда дела доводит до конца;
В.  очень редко доводит дело до конца.
10. Планирует ли своё свободное время (особенно на воскресенье, в каникулы) или действует как придётся?
А. в основном  планирует;
Б. планирует только иногда;
В. практически никогда не планирует.
11. Достаточно ли внимателен при выполнении интеллектуальной деятельности?
А. достаточно;
Б. не всегда достаточно;
В.  как правило, очень невнимателен.
12. Умеет ли сдерживаться в эмоциональных ситуациях?
А. в основном умеет;
Б. иногда не сдерживается;
В. как правило, не сдерживается.
 13. Умеет ли серьёзно и ответственно выполнять задание, которое сам считает важным?
А. как правило, умеет;
Б. не всегда умеет;
В. не умеет.
14. Обнаруживаются ли попытки определить для себя серьёзную жизненную цель (овладение внешкольными, но важными навыками, выбор профессии)?
А.обнаруживает достаточно определённо;
Б. обнаруживает, но только от случая к случаю;
В. не обнаруживает.
15. Если имеется какая-либо серьёзная цель, делается ли что-либо для её осуществления?
А. кое-что делается;
Б. делается очень мало;
В. ничего не делается 
Беседа для родителей: "Что такое привычка?"
Научить ребёнка способам волевой регуляции, а затем закрепить эти  условия  в соответствующей деятельности – важнейшая задача взрослых. Сегодня мы поговорим о воспитании волевой регуляции поведения и деятельности, о реализации индивидуального подхода к формированию у детей волевых способностей.
Всем, кто занимается воспитанием детей, известно, что требования, предъявляемые к ребёнку, должны быть соизмеримы с его возможностями.
Ставить перед ребёнком непосильные для него задачи – значит обрекать всю работу на неудачу. Многие считают, что в  поведении детей всё зависит от желания ребёнка. И если он не умеет организовать себя, в нужной мере сосредоточить своё внимание, вовремя мобилизоваться и сделать всё чётко и точно, это вина его самого. «Не может – значит, не хочет», - говорят родители. И на вечно опаздывающего, всё забывающего, невнимательного школьника сыплются наказания, с него берут слово, что завтра же он исправится. Но завтра и послезавтра всё остаётся по – прежнему. Школьник всё также не собран, не организован,  а его воспитатели всё так же убеждены, что причина только в злостном нежелании его самого стать хорошим.
В этом и состоит заблуждение многих родителей. Дело не в том, что ученик не хочет. Он не может сразу стать другим: ему нужно в этом помочь.
Требовать от невнимательного, несобранного ребёнка, чтобы он каждый день вовремя садился за уроки и быстро и чётко их делал, - это всё равно, что требовать от школьника, находящегося не в ладах математикой, чтобы он решал задачи по высшей математике. Всё дело заключается как раз в том, что при всём желании ребёнок без специальных навыков не может в достаточной мере управлять своим поведением. Самое большое, на что его хватает, - это разовые достижения: сел, выучил, получил хорошую отметку. Делать же это постоянно, изо дня в день такой школьник не может; для  этого нужны определённые навыки поведения, которые у него отсутствуют.
Парадокс воспитания в том и состоит, что достаточное овладение своим поведением лишь по видимости доступно любому школьнику. На самом же деле навыки саморегуляции складываются так же постепенно, формирование их требует такой же кропотливой работы, такого же индивидуального подхода, как, скажем, овладение сложными математическими действиями.
Для того чтобы ребёнок в достаточной мере владел своим поведением, у него должен быть сформирован определённый запас» волевых привычек».
Под волевыми привычками понимаются устойчивые навыки эффективной организации труда, быта и общения, закрепившиеся в поведении человека и ставшие чертой его характера.
Люди с достаточным запасом волевых привычек – хозяева своего времени, своих дел, своих планов и, как правило, всей своей жизни.
Человек, у которого не сформированы в нужной мере волевые навыки, страдает от своей несобранности, неорганизованности. При этом ему кажется, что к нему несправедливы, его обошли, к нему плохо относятся. Неудавшаяся жизнь, горькие разочарования.… Как здесь не вспомнить известную пословицу» Посеешь поступок – пожнёшь характер; посеешь характер – пожнёшь судьбу». Тут нет никакого преувеличения. Даже очень одарённым людям, чтобы реализовать неординарные возможности, нужны соответствующие черты характера – всё те же волевые привычки.
В течение 20 лет в одной из Московских школ проводилось исследование 1000 детей. Им было по 10 – 11 лет, и все они отличались незаурядными способностями и в большинстве случаев хорошим здоровьем. Наряду с интеллектом у одарённых детей выявлялись и личностные особенности, в частности, их волевые качества – целеустремлённость, настойчивость. В период обучения успехи испытуемых соответствовали их способностям, но через 10 лет оказалось, что у 70% этих уже взрослых людей сравнительно скромные  результаты деятельности и они не соответствуют исходному уровню их способностей. Более того, развитие самих способностей у них оказалось заторможенным. Только у 30% испытуемых результаты профессиональной деятельности были в той или иной мере выдающимися и соответствовали уровню их способностей. Более того, у них обнаружился непрерывный интеллектуальный рост. Выяснилось, что бывшие   «вундеркинды», вошедшие в эти 30%, отличались от остальных не уровнем способностей (исходно он был у всех весьма высоким), а двумя главными качествами: наличием цели и настойчивостью в её достижении.
Очень может быть, что способность к волевому напряжению, целеустремлённость, умение эффективно организовать свою деятельность – все эти навыки «дефицитнее», чем даже высокий интеллект. И уж, во всяком случае, они не менее важны для человека.
Психологи обнаружили, что люди с  устойчивым трудолюбием (с развитой волевой привычкой к труду) меньше подвержены заболеваниям, особенно психическим; их отличает большая физическая и эмоциональная стабильность. Конечно, тут не всегда легко выделить, где причина, а где следствие. Тем не менее, очевидно, что привычка к регулярному труду – основа человеческого существования.
Вряд ли нужно убеждать в пользе, точнее, в необходимости волевых привычек. Важнее выяснить главное: как именно их воспитывать.
Прежде всего, рассмотрим, какие именно волевые привычки составляют «золотой запас» по-настоящему организованного человека.
Главное – это, конечно, как уже говорилось, привычка к регулярному труду. «Человек трудом жив» - во многих случаях это выражение приобретает буквальный смысл. Установлено, что трудолюбие – характерная черта долгожителей.
Другая важнейшая волевая привычка, которая, кстати сказать, не всегда должным образом оценивается, - это привычка к физической и гигиенической культуре. Сюда относятся не только поддержание чистоты тела, зарядка, но и привычка к физическим упражнениям, потребность в движении. А ведь именно двигательная активность становится величайшей потребностью, «мышечной радостью».
Можно выделить и привычку к определённой сдержанности в особо острых эмоциональных ситуациях, и привычку быть обязательным в отношениях с людьми. Есть, конечно, и ещё многие человеческие добродетели, за которыми стоят не только нравственные ценности, но и волевые привычки.
Когда же и как следует формировать волевые привычки?
Прежде всего, они формируются в результате стихийно складывающейся системы воспитания, которая существует в семье.
Именно волевые привычки воспитывают родители, требуя от ребёнка сначала убрать свои игрушки, мыть руки перед едой, убирать свою постель и т. п. Конечно, в результате всего этого ребёнок приучается к труду, овладевает гигиеническими навыками, развивается физически и эстетически. Но это содержательная сторона такого воспитания, а есть ещё своего рода общеразвивающая сторона – и, прежде всего она касается развития саморегуляции, формирования организованности и собранности.
Есть наблюдения, что люди, занимавшиеся в детстве спортом и музыкой, отличаются большей организованностью в ежедневной жизни.
Если такого рода воспитание – трудовое, физическое, эстетическое, интеллектуальное, нравственное – проводилось семье последовательно, с раннего детства (причём перед ребёнком не только ставили задачи, но и добивались их выполнения), если при этом и взрослые сами придерживались установленных правил порядка и дисциплины, то чаще всего никаких проблем овладения своим поведением у ребёнка не возникает. Однако нередко бывает и так, что родители ждут от ребёнка определённого поведения, но не добиваются выполнения требований, их требования противоречивы и непоследовательны. Если к тому же родители недостаточно организованы сами, то волевые привычки у ребёнка не формируются. Тогда ребёнком все недовольны. Он хочет стать другим, но не умеет.
Существуют и другие варианты воспитания, приводящие к плохой самоорганизации ребёнка. Бывает, что родители, имеющие прекрасную саморегуляцию, не считают необходимым предъявлять какие-либо постоянные требования к ребёнку. У него нет никаких обязанностей, за него всё делают взрослые, так сказать, обеспечивают счастливое детство. А потом ребёнок оказывается беспомощным в ситуации, когда нужно ежедневно стараться делать уроки, ничего не забывая, собираться в школу.
Особенности характера родителей, общий семейный климат – всё это важнейшие предпосылки волевого воспитания.
Другая столь же важная предпосылка – направленное формирование волевой привычки.
                                      Подготовительные упражнения. 
    С детьми, имеющими маленький запас волевых привычек (низкий и иногда средний уровень), полезно начинать с подготовительных упражнений. Они достаточно  быстро приводят к успеху, создают у школьника ощущение значительности своих возможностей.
                                                     Упражнение «Замри».
    В течение 5 минут сидеть в кресле без движения, абсолютно расслабившись. Разрешены только движения век (моргание). В течение 6 дней добавлять по 30 секунд, доведя таким образом время расслабления до 8 минут, а затем в течение ещё 3 дней «замирать» по 8 минут.
                                                   Упражнение «Прогулка».
    Выйдя из дома, вернуться ровно через час (ошибка должна составлять не более + - 1 мин.). Это упражнение требует точного расчёта времени, поэтому оно не так легко, как кажется на первый взгляд. Время выполнения задания может меняться (от 40 мин. до 1,5 – 2 ч.).                          
                                           Упражнение «Музыкальный час».
     Включите магнитофон (или другое воспроизводящее устройство) и слушайте музыку в течение 45 мин. Ошибкой считается любое отвлечение, возникающее по вине ребёнка. Особенно полезно это упражнение для страстных любителей современной музыки. Но и для тех, кто музыку не очень любит, оно тоже полезно: очень трудно в таких условиях ни разу не отвлечься на что-то другое.
                                                Упражнение «Телевизор».
     Согласуйте с ребёнком и заранее отметьте в недельной телепрограмме одну-три передачи, которые он может просмотреть до конца. Зато другие передачи он имеет право смотреть не более 7 мин. (меньше можно). Опыт показывает, что для некоторых это самое трудное упражнение.
     Предлагая эти упражнения школьнику, следует иметь в виду, что в некоторых случаях возникает опасность «застрять» на игровых моментах.
     Задача этих упражнений – дать некоторые навыки самоорганизации, а также создать у школьника чувство уверенности, веру в успех. При этом надо подчеркнуть, что упражнения эти не такие уж простые, как кажется.
     Основные звенья подготовительного этапа – создание рабочей атмосферы в семье, совместный анализ предстоящей деятельности. На следующем этапе можно приступить к формированию начальных волевых привычек, достаточно простых, но важных в ежедневной жизни.
     Сначала можно предложить свободный выбор заданий. Ребёнку предлагают список из 8-10 заданий, достаточно простых по содержанию (регулярная уборка комнаты, приобретение продуктов для семьи и т. п.); отсюда школьник сам выбирает одно-два задания. Лучше всего список составить вместе с вашим ребёнком, ориентируясь на его предпочтения и субъективную оценку своих возможностей. Можно включить в список упражнения-привычки типа «Будильник», «Зарядка».
                                                Упражнение «Будильник».
     После звонка будильника отсчитывать до 35 и вставать. Каждые два дня убавлять по 2. Упражнение считается освоенным, если через три недели подряд ребёнок встаёт без срывов на счёт 10.
     Подбирая вместе с ребёнком задания, на основе которых будут формироваться волевые привычки, родителям следует особое внимание обратить на их доступность. Давать трудное, а тем более непосильное задание на этом этапе – значит обрекать всю работу на неудачу. Приём свободного выбора заданий- привычек – это своего рода «провокация» успеха, с тем чтобы ребёнок обрёл уверенность в своих силах, укрепился в желании заниматься самовоспитанием воли.
     Через 1,5 – 2 месяца, когда соответствующие волевые привычки в достаточной мере закреплены, можно перейти к навязанному выбору. В этом случае ребёнку предлагается очень небольшой список из более трудных, но всё же доступных заданий.
     В этом списке большинство заданий должно относиться к интеллектуальной деятельности.
                                                   Упражнение «Зарядка».
      Начать зарядку с 10 мин., затем через неделю прибавлять по одной минуте и довести до 17 мин. Здесь следует соблюдать два условия:
       - начинать по возможности в одно и то же время;
       - проводить зарядку так, чтобы чувствовать усталость после её выполнения.
       Постепенно надо уплотнять отведённое на зарядку время, а для этого регистрировать, сколько сделано прыжков, приседаний, отжимов, махов и т.п. Хорошо, если через несколько недель после начала выполнения этого задания количество движений увеличится на 20-30%.
       Упражнение считается освоенным, если оно 3 – 4 недели выполняется без срывов. Затем оно просто остаётся в жизни ребёнка.
                                        Упражнение «Письменный стол».
       Это трудное упражнение – привычка, но оно самое важное.
       Следует чётко обозначить время, когда ребёнок сядет за уроки (скажем, в 16 ч. или в 17 ч. с колебаниями в 1-3 мин.). Ровно через 40 минут перерыв на 20 минут.
       Если упражнение не получается, то вместе с ребёнком проанализируйте его по следующей схеме:
        - какова ошибка во времени в момент начала упражнения;
        - соблюдаются ли временные рамки, есть ли отвлечения;
        - каков общий объём сделанной работы.
Очень важным и полезным было бы соблюдение режима дня как волевой привычки. Этот этап достаточно длителен и может занять не менее 3 – 5 месяцев. В основном все указанные выше привычки относились к формированию навыков самоорганизации времени. Далее необходимо вырабатывать привычку более высокого уровня – мобилизация себя во время учебной и практической деятельности, т.е. речь идёт о качестве работы.
На этом этапе следует тщательно продумать критерии успеха. Контроль родителей должен становиться менее открытым, более косвенным, выражающимся в форме дружеского интереса, советов.
Сформированный набор волевых привычек, сложившийся уровень организованности достаточен для творческого развития личности, самостоятельного определения и достижения значительных целей. На этом этапе ставятся цели, относящиеся не только к ближайшему, но и к отдалённому будущему.
    
  
     

















Комментариев нет:

Отправить комментарий